Принцип гендерного равенства при приеме на работу
Принцип гендерного равенства при приеме на работу женщин в РБ
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь
16.08.2011 № 1101
Национальный план действий по обеспечению гендерного равенства в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы (далее – Национальный план) является четвертым программным документом, направленным на обеспечение условий равного участия мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности.
Гендерное равенство является необходимым условием развития общества и одной из основных современных задач в области реализации прав человека, достижения социальной справедливости. Значимость этой задачи подтверждается включением обязательства по достижению гендерного равенства в Цели развития тысячелетия, которых 192 государства – члены ООН, в том числе Республика Беларусь, обязались достичь к 2015 году.
Государству принадлежит определяющая роль в обеспечении конституционного принципа равных прав и свобод граждан и выполнении принятых международных обязательств по повышению статуса женщин. Республикой Беларусь ратифицирован и подписан ряд международных документов в сфере обеспечения гендерного равенства и преодоления дискриминации по признаку пола: Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, резолюции всемирных конференций по положению женщин, в том числе Пекинская декларация и Платформа действий Четвертой всемирной конференции.
Реализация гендерной политики в Республике Беларусь базируется на правовых, организационных, административных основах гендерного равенства. Осуществление принципа равноправия обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, реализации права на труд и вознаграждение за него, общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин.
Женщины являются активными участниками общественного движения – они составляют 56,7 процента от общей численности членов общественных объединений. В Республике Беларусь функционируют более 30 женских общественных объединений.
Важным критерием степени достижения реального равенства полов является уровень участия женщин в государственном управлении. Республика Беларусь входит в число 27 стран, которые достигли показателя по участию женщин в процессе принятия решений свыше 30 процентов. Так, в Национальном собрании Республики Беларусь более 32 процентов женщин, в местных Советах депутатов всех уровней – 45,5 процента. Как в абсолютном, так и в относительном выражении за последние пять лет увеличилась занятость женщин в органах исполнительной власти.
Одной из характерных особенностей Республики Беларусь является высокий уровень занятости женщин. Среди работающих женщин 54,6 процента имеют высшее и среднее специальное образование, в то время как аналогичный показатель среди мужчин – 37,1 процента. Высокий уровень образования является конкурентным преимуществом, позволяющим женщинам зарабатывать на уровне, сравнимом с мужчинами.
Вместе с тем женщины составляют более 52 процентов от общего числа зарегистрированных безработных, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите. В Республике Беларусь принимаются специальные меры, направленные на обеспечение занятости женщин. В ежегодно принимаемой Государственной программе содействия занятости населения содержится раздел ”Содействие занятости женщин“. Важнейшими направлениями работы в этой сфере являются самозанятость и развитие женского предпринимательства. В 2010 году женщины составили 46,6 процента от общего количества граждан, получивших ссуды и субсидии для организации предпринимательской деятельности.
Указанные меры способствовали снижению удельного веса женщин в общем числе зарегистрированных безработных (в 2008 году – 65,5 процента, в 2010 году – 52,6 процента) и продолжительности женской безработицы (в 2008 году – 5 месяцев, в 2010 году – 4,8 месяца).
Важное значение придается улучшению репродуктивного здоровья женщин и мужчин, планированию семьи, охране материнства и детства. При 122 женских консультациях работают кабинеты планирования семьи, организованы приемы андрологов, открыто 47 кабинетов детского гинеколога, 20 консультаций ”Брак и семья“, 42 центра, дружественные подросткам.
В результате проведенной работы Республика Беларусь опережает государства – участники Содружества Независимых Государств и ряд стран Восточной Европы по снижению уровня материнской смертности. За последние 10 лет число абортов во всех возрастных группах снизилось практически в 4 раза.
Достигнуты успехи в профилактике передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. Мониторинг, проведенный в 2009 – 2010 годах, показал, что передача ВИЧ-инфекции от матери к новорожденному составляет 4,7 процента, а в 2015 году планируется снизить данный показатель до 2 процентов.
Общей проблемой на пути достижения целей гендерного равенства является насилие в отношении женщин. Меры по предупреждению насилия в семье предусмотрены Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”Об основах деятельности по профилактике правонарушений“ (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 277, 2/1549). Территориальные центры социального обслуживания населения в каждом административном районе предоставляют различный спектр социальных услуг населению, в том числе женщинам, пострадавшим от насилия. Вместе с тем законодательство не позволяет в полной мере предупреждать и пресекать случаи домашнего насилия. В связи с этим его совершенствование является одним из приоритетных направлений деятельности по решению проблем насилия в семье.
Важно повышение конкурентоспособности женщин в социально-экономической сфере. Высокий уровень занятости женщин домашним трудом, уходом за детьми и пожилыми членами семьи требует дальнейшей оптимизации совмещения женщинами профессиональной и семейной ролей, развития гибких форм трудовой деятельности, расширения возможностей переобучения, получения новой профессии, а также привлечения мужчин к равному участию в выполнении семейных обязанностей.
Актуальными остаются вопросы здоровья населения. Целесообразно продолжить работу по формированию навыков самосохранительного поведения, развитию системы планирования семьи, улучшению репродуктивного здоровья.
В формировании взглядов и представлений о роли и месте женщин и мужчин в семье, обществе важное значение имеют средства массовой информации, развитие системы гендерного образования и просвещения, гендерные исследования. Необходимо содействовать публичному обсуждению вопросов гендерного равенства в ходе информационно-просветительских мероприятий. Требуется более широкое вовлечение дополнительных ресурсов неправительственных объединений, международных организаций, что позволит эффективно перераспределить усилия в решении вопросов обеспечения равенства прав и возможностей.
Цель Национального плана – координация действий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений, направленных на недопущение проявлений дискриминации по признаку пола и создание условий, обеспечивающих более полную реализацию личностного потенциала женщин и мужчин во всех сферах жизнедеятельности.
|