Аутплэйсмент
Давно не новое для Запада слово «аутплейсмент» звучит сегодня для Беларуси свежо, актуально, модно. А для тех, кто «в теме», - еще и обнадеживающе. Немудрено: кризис значительно увеличил количество увольняемых, обострил все связанные с этим проблемы. Всерьез озадаченные работодатели пытаются найти максимально безболезненный для обеих сторон выход из положения – ведь зачастую сокращать персонал приходится не из-за его некомпетентности, халатности или лени, а просто потому, что «так надо». Наиболее дальновидные или опытные руководители обращаются к опыту зарубежных коллег – внедряют в компании «этикет красивого расставания». Иначе говоря, аутплейсмент.
Вообще, определений аутплейсмента насчитываются десятки. Это и «программа адаптации сокращенных сотрудников», и «комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи сокращенным сотрудникам в трудоустройстве», и «форма расторжения трудового договора между предприятиями и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания заинтересованным лицам помощи при трудоустройстве». Объединяет эти определения одно: в основе каждого – желание облегчить уволенному сотруднику жизнь. В идеале – найти ему новое место работы.
Полный цикл мероприятий аутплейсмента включает в себя несколько этапов и должен заканчиваться успешным трудоустройством кандидата. Нынешнему безработному помогают сориентироваться на современном рынке труда, определить свою реальную стоимость как специалиста. Для него составляется профессиональное резюме,
разрабатывается программа действий по поиску работы. Если нужно,
подбираются курсы по повышению квалификации или переобучению.
Соискателя обучают навыкам эффективной самопрезентации, тем, кому это необходимо, предоставляют возможность консультироваться у психолога. Кроме того, в программе предусмотрены всякие приятные мелочи – вроде бесплатного доступа для кандидата к офисному факсу, телефону, принтеру, Интернету.
Естественно, компании заказывают эту услугу совсем не из альтруистических побуждений. Во-первых, расставаться с людьми лучше по-хорошему. Известно, что уволенные сотрудники могут изрядно насолить покинутой организации: судебные иски, жалобы во все инстанции, «послания» в налоговую, «черный» пиар в профессиональных кругах – вот далеко не полный перечень инструментов, которыми пользуются обиженные работники. Во-вторых, хоть аутплейсмент - и недешевая услуга, часто она стоит меньше, чем полный пакет положенных сотруднику социальных выплат. В-третьих, незапятнанная репутация компании дорогого стоит. А по сравнению с затратами на PR, расходы на аутплейсмент – обычно капля в море.
На Западе организовать аутплейсмент для уволенного персонала обычно поручают консалтинговым и кадровым агентствам. Существуют даже агентства, специализирующиеся исключительно на аутплейсменте. В России стимулом к предложению этой услуги на рынке послужил кризис 1998 года, однако до сих пор компании далеко не всегда обращаются за аутплейсментом к профессионалам – зачастую честь (и тяжесть) заботиться об уволенных падает на HR-менеджера организации. Отмечено, что чаще всего аутплейсмент заказывают представительства иностранных компаний.
Что
до Беларуси, то у нас спрос на аутплейсмент и, соответственно,
предложение, увы, практически отсутствуют.
|