Ажиотаж вокруг логиста
Выпускают там не очень много специалистов, и все они трудоустраиваются в соответствии с государственным распределением. Многие из них получают распределение на государственные предприятия, где, к сожалению, им не всегда могут предложить достаточно высокую зарплату. В
БНТУ дают замечательное образование, но там, к сожалению, нет
достаточной языковой подготовки, в то время как экспедитору нужно знать
минимум два иностранных языка. Можно упомянуть лишь об
экспериментальной группе в БНТУ с дополнительной, в виде факультатива,
подготовкой по иностранному языку. Кроме того, вызывает нарекания общий
уровень подготовки специалистов в белорусских ВУЗах. В
транспортно-экспедиционной компании, где мне пришлось работать,
практиковали приём студентов на стажировку и на дипломную практику, с
тем, чтобы потом они по направлению пришли на постоянную работу. К
сожалению, этот опыт был не очень удачным. Всё-таки теория слишком
далека от практики. Причём, эта проблема касается не только подготовки
специалистов по международным перевозкам: похоже, она затрагивает все
ВУЗы страны.
Официальное
название этой специальности в БНТУ звучит так: «Организация
международных грузоперевозок». А вот логистов, а более точно, в
соответствии с присваиваемой выпускникам квалификацией,
логистиков-экономистов, готовят на факультете маркетинга Белорусского
государственного экономического университета.
Однако, насколько мне известно, чаще всего логистов в настоящий момент готовят сами компании, которые в них нуждаются.
Каковы особенности требований работодателей к личным качествам людей, претендующих на эту работу?
Это должен быть человек очень коммуникабельный, энергичный.
Он должен уметь очень активно работать с потенциальными клиентами. Успеха в этой профессии добивается не тот, кто
ждёт, когда ему позвонят, а который сам берёт телефон и начинает
обзванивать потенциальных клиентов. Причём делает это с удовольствием.
Он постоянно ведёт переговоры, на русском и ещё минимум на двух
иностранных языках. Со стороны работа
экспедитора или логиста выглядит так: одна телефонная трубка висит на
плече, еще один телефон у него в руке, вторая рука набирает текст в
ICQ. Ему приходится держать в голове огромное количество информации,
очень быстро её анализировать и принимать решения. В таком ритме он
проводит весь рабочий день. Для этого он должен обладать очень высокой
стрессоустойчивостью.
Какие рекомендации можно было бы дать работодателям, соискателям и абитуриентам?
Работодателям
в такой ситуации можно порекомендовать растить специалистов по
логистике у себя в компаниях, создавать и развивать свои корпоративные
школы, договариваться с бизнес-школами, активнее работать с молодёжью.
Есть ещё одна больная тема: стоит компании подготовить и трудоустроить
специалиста, как его начинают переманивать конкуренты. Поэтому
специалистов нужно ещё и удержать, а для этого как следует
мотивировать. В первую очередь, адекватной заработной платой.
При этом все
компании, которые обращаются к нам в поисках специалиста, чаще всего
предлагают одну и ту же заработную плату. Мы же в ходе собеседования
обращаем внимание соискателя на то, что в каждой компании за одну и ту
же сумму вознаграждения предлагается выполнить разный объём работы.
Поэтому соискателю рекомендуется, прежде чем
устраиваться, поинтересоваться ожидающим его объёмом работы. Объём
работы того же экспедитора, например, измеряется количеством перевозок
в месяц и суммой заработанной комиссии.
|