Кризис - пора очищения
Можно измерить результативность работы сотрудников, разработать ключевые показатели эффективности персонала, провести аттестацию специалистов, внедрить современные инструменты менеджмента. Персонал и управленческие технологии – это то, на что обычно не хватает времени. Если производственные технические процессы были давно описаны, то управленческие и персонал-технологии не так хорошо развиты в белорусских компаниях. Сейчас как раз подходящее время все это освоить и составить кадровый план на перспективу.
Еще одно направление – это обучение сотрудников. Работая в службе персонала, я очень хорошо прочувствовала, времени на это постоянно не хватает. А сейчас, когда нет большого наплыва заказчиков, есть возможность провести корпоративные обучающие мероприятия для повышения квалификации персонала. В период кризиса самая востребованная тема –
это метод эффективных продаж, управление отделом продаж, продажи по
технологии SPIN и так далее. Эти известные методики позволят увеличить
эффективность соответствующих служб в несколько раз. Также сейчас
востребованы обучающие программы, которые нацелены на создание
кадрового управленческого резерва. Во многих компаниях есть проблема:
сотрудник перерастает свою должность и зарплату, но для того, чтобы его
продвинуть не хватает двух условий. С одной стороны, у самих
сотрудников недостаточно знаний, с другой – в компании может не быть
необходимого количества руководящих должностей. Сейчас, как раз хорошее
время для решения этой проблемы. Можно прописать бизнес-процессы и сделать
давно назревавшую реорганизацию, создать дополнительные отделы и
должности. А сотрудники могут спокойно постигать основы управления и
становиться руководителями, нарабатывая какие-то практические знания.
Какие существуют способы сокращения издержек помимо увольнения персонала?
Далеко не все компании сокращают штат, многие находят другие выходы. Например, некоторые фирмы избрали путь замораживания заработной платы на уровне декабря 2008 года. При этом руководство честно говорит персоналу, что заработная плата не повысится в связи с ситуацией на рынке труда. Однако сотрудники гарантированно остаются в компании, и будут получать стабильный оклад. Пересмотр заработной платы в сторону увеличения планируется только с наступлением лучших времен. Другие компании пришли к выводу, что целесообразно
работать вместо пятидневной рабочей недели четыре или три дня. Такие
варианты достаточно позитивно воспринимаются со стороны персонала.
Встречается также и снижение заработной платы.
Этот вопрос некоторые
рассматривают, привязываясь к объему работы, который конкретный
сотрудник выполняет. Можно не уменьшать ему заработную плату в цифрах,
но возложить на него большее количество обязанностей. Для компании -
это однозначно экономия издержек на персонал. Для
сотрудника - это возможность остаться на рабочем месте и получать такую
же заработную плату, повышать собственную квалификацию.
Но
если людям снижать зарплату и увеличивать количество обязанностей, у
многих, вероятно, пропадет всякая мотивация к работе. Как не допустить
этого?
Действительно,
система мотивации в привязке к разработке системы заработных плат – это
очень сложный и планомерный процесс. Но я считаю, что мотивация
сотрудника определяется в момент его подбора. Компания, как правило,
старается взять на работу специалистов, которые имеют мотивацию не
только на деньги. Стимулы могут быть разными.
|