Каждый рекрутер желает знать...
Главное не задеть самолюбие человека. Например, вопрос о заработной плате можно задать в форме «сколько стоят, по Вашему мнению, ваши умения на рынке труда, и как они оценивались на предыдущем месте работы – в большую или меньшую сторону». Вопрос о том, сколько дней сотрудник проводил на больничном, можно просто включить в анкету. При ответе на вопрос о вредных привычках важно научиться отслеживать реакцию собеседника. Это сделать нетрудно. То, что человек говорит неправду, могут выдать и его руки, и глаза, и телодвижения, и изменения цвета кожи. А вот ответ на извечный вопрос – когда женщина
хочет уйти в декретный отпуск, обычно выясняется невинным способом: «Вы
планируете свою семью? Хотите построить дом? Хотите ли вы детей, и кого
больше – мальчика или девочку».
«Вопросы, касающиеся личных особенностей кандидата
следует задавать, когда привычки, нравственные устои, особенности
характера будущего работника могут пойти в разрез с традициями
коллектива.
У
курящих работников рабочий день на полчаса больше или к опаздывающим на
работу сотрудникам на предприятии применяются штрафные санкции, –
комментирует Ирина Ложкина, главный психолог отдела управления человеческими ресурсами управления по работе с персоналом ОАО «Белагропромбанк».
– Если в коллектив, где средний возраст работников 25 лет, принять
женщину 45 лет, то вряд ли данный сотрудник будет чувствовать себя в
своей тарелке и во время обеденного перерыва сможет поддерживать тему
разговора. Если в коллектив, где мужская половина является ярыми
поклонниками футбола, принять на работу человека, не увлекающегося
спортом, то вряд ли после работы сотрудник составит компанию за
кружечкой пива. Работник не будет ощущать себя частью коллектива, и в
свою очередь его коллеги будут чувствовать то же самое».
Полиграф Полиграфович…
Технологии подбора персонала совершенствуется год от года, и таким устройством, как детектор лжи, активно пользуются при проведении собеседований с будущими сотрудниками, во всем мире. В Беларуси такая практика также получает все большее распространение. Работодатель считает, что этот
прибор дает ему дополнительную гарантию – мало того, что опытный
рекрутер узнает нужную ему «подноготную» работника во время интервью,
так еще и проверяет, насколько правдивы ответы. Рассуждая
о пользе или бесполезности этого прибора, многие специалисты склоняются
к мнению, что в нашей стране подобные технологии пока еще не совсем
оправдывают себя. «Среди всех известных мне компаний два-три процента
применяют полиграфы. Однако я негативно отношусь к его использованию, –
рассказывает Светлана Коростелева. – Во-первых, тестирование одного
только кандидата обходится минимум в 150 долларов, во-вторых, в стране
практически нет специалистов, которые бы владели мастерством обращения
с этим прибором. В итоге использовать полиграф оказывается дорого,
трудоемко и малоэффективно». И – признают сами производители таких
приборов – какой бы дорогой и напичканной современной начинкой техника
ни была, она – всего лишь «умная» машина. Которую человек все равно в
состоянии обмануть.
Поэтому
менеджеры по персоналу, рекрутеры, специалисты по управлению
человеческими ресурсами и все остальные люди, которые осуществляют
отбор новых сотрудников, все равно еще долго будут практиковать
стрессовые интервью, задавать «сложные», «неприличные», иногда даже
«глупые» вопросы. И оценивать будут ответы, руководствуясь интуицией,
опытом и знанием человеческого характера. И – чувством доверия к человеку.
|