3. Теория ожидания.
Связь между прилагаемыми усилиями и показателями выполнения работы,
связь между показателями выполнения работы и вознаграждением или
наказанием. Следует учитывать, что вознаграждение или наказание дается за достигнутые результаты, а не за сам факт приложенных усилий.
4. Теория справедливости.
Люди анализируют связь между работой и результатами, решая, справедливо
ли к ним относятся, и действуют соответствующим образом.
Т.е.,
они сравнивают зависимость между своими вложенными ресурсами и
полученными результатами с тем, что они видят у других и со своим
прошлым опытом. Люди стремятся снизить ощущаемую ими
несправедливость в отношении себя, для чего могут меньше работать или
требовать большего вознаграждения (в том числе брать самостоятельно,
считая, что с ними несправедливо обходятся).
Модели 1-4-
ограничены, т.к. предполагают существование либо врожденных
потребностей, либо всеобщей рациональности. Мотивация сложна, меняется
от человека к человеку, от ситуации к ситуации, она динамична,
субъективна, зависит от контекста. Важно не только, что мы в
результате получим, но зависит и от того – как мы это получим.
5. Психологический контракт.
Соглашение между сторонами, в которое включаются понимание взаимных
ожидания сторон друг от друга, и отношения между сторонами.